История

Покровская церковь и колокольня Петра и Павла — целостный архитектурный комплекс, возникший в исторической единой взаимосвязи. Покровская церковь в Сарапуле известна с начала XVIII в., но первых упоминаний до наши дней не сохранилось. Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После обветшания и двух пожаров, бывшая деревянная церковь на средства прихожан вновь отстраивается из камня. Основные средства поступили от Сарапульского купца III гильдии Степана Ивановича Вечтомова. Покровская церковь освящена 16 сентября 1802 г.

В Покровской церкви было 3 престола — в честь Святого Николая Чудотворца (правый), в честь Святых мучеников Флора и Лавра (левый), в честь Покрова Пресвятой Богородицы (главный). Отсюда и старые названия близлежащих улиц — Большая Покровская (ул. Труда), Малая Покровская (ул. Степана Разина), Никольская (ул. Интернациональная). К приходу Покровской церкви относились жители деревень: Усть-Сарапулка, Непряха, Подгоры, Костино, Сигаево, Мельниково, Лубянка.

В связи с тем, что западный алтарь Покровской церкви упирался в засыпанное русло речки Вонявки и почвы не позволяли строительство массивной колокольни, было принято решение о строительстве отдельного здания колокольни по красной линии ул. Биржевой — Большая Покровская улица (ул. Труда).

В 1822 г. при Покровской церкви на пожертвования сарапульского купца Стефана Ивановича Вечтомова была построена каменная колокольня.

Значительное по масштабу величественное здание возведено в центральной части города и доминирует в окружающей застройке. Кирпичная квадратная в плане четырехъярусная колокольня, с двухсветным основанием, построена в стиле классицизма. Нижний ярус её акцентирован с четырёх сторон дорическим портиком, фланкирующие объёмы отделаны рустовкой. Прямоугольные окна нижнего света обрамлены в наличники с щипцами и сандриками. По верху яруса, под карнизной частью, проведён ленточный аттик. Фронтоны портиков украшены язычками несложной формы. Второй ярус составлен из пяти основных объёмов в продолжении по четырём угловым вертикальным осям, фланкирующих ризалитов нижнего яруса. Второй ярус дополнен кубовидными объёмами невысоких звонниц, завершённых, круглыми в плане, ротондами с полусферическими куполами и невысокими шпицами, увенчанными крестами. Углы объёмов закреплены рустованными лопатками. Карнизы по всему ярусу декорированы дробными городками.

Третий, основной, ярус колокольни вытянут по вертикали, углы объёма срезаны и отрустованы. Проёмы яруса разделены на две части, которые закреплены полуциркульной тягой с веерным рустом. Завершают объём ленточный аттик с сухариками и небольшими нишами. Здесь гремел крупнейший в Удмуртии колокол в 650 пудов. Завершена колокольня массивной ротондой с полусферическим куполом и сквозным барабанчиком, с вазообразной главкой и высоким шпилем. Архитектурная форма деталей колокольни суховата по трактовке, очевидно, принадлежит более позднему периоду времени. Интерьер основания колокольни в объёмах напоминает четырёхстолпный храм «греческого креста». Угловые объёмы цилиндрической формы имеют винтовые лестницы, ведущие на второй ярус угловых кубовидных объёмов, с выходом на звоны третьего и четвертого ярусов. Основной объём имеет коробовые своды, отделанные тяговой лепниной. Архитектура колокольни не имеет выраженного аспидного пристроя. Алтарь был расположен в восточной части «греческого креста» и отгорожен иконостасом.

В нижнем ярусе колокольни «усердием прихожан» устроен храм, освященный 2 июля 1882 г. в честь Святых Апостолов Петра и Павла.

В 1902 г. храм и колокольню отремонтировали на средства сарапульского купца Николая Васильевича Смагина и его жены Анны Васильевны, и в том же 1902 году верх колокольни был перестроен по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича-Глумова. По краям башенок были установлены скульптуры ангелов.

Несмотря на величественную красоту, масштаб и роль для верующих города, в 30-е годы 20 века колокольня была разрушена. От былого благолепия остался лишь руинированный нижний ярус.

(На основе материала историка архитектуры М.В. Курочкина)